- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 33RS0006-01-2022-002470-81 |
Дата поступления | 21.10.2022 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Степанова Любовь Владимировна |
Дата рассмотрения | 01.11.2022 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 21.10.2022 | 10:24 | 21.10.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 21.10.2022 | 11:34 | 21.10.2022 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 24.10.2022 | 08:14 | Административное исковое заявление принято к производству | 24.10.2022 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 24.10.2022 | 15:00 | 24.10.2022 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 24.10.2022 | 15:00 | 24.10.2022 | ||||||
Судебное заседание | 27.10.2022 | 14:00 | кабинет № 22 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление в дело соистцов/соответчиков | 24.10.2022 | |||
Судебное заседание | 01.11.2022 | 12:00 | Зал № 5 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 28.10.2022 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 07.11.2022 | 09:58 | 09.11.2022 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 16.11.2022 | 09:50 | 13.12.2022 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Военный комиссариат Владимирской области | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Кашицын Денис Владимирович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия по мобилизации Вязниковского района Владимирской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Хватов Никита Андреевич |
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.) | ||
---|---|---|
Основные сведения | ||
Дата поступления | 13.02.2023 | 13.12.2022 |
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба | Апелляционная жалоба |
Заявитель | АДВОКАТ | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ |
Дата решения по поступившей жалобе | 13.02.2023 | 17.01.2023 |
Решение по поступившей жалобе | Жалоба (предст.) ВОЗВРАЩЕНА в связи с ПРОПУСКОМ СРОКА на обжалование | Жалоба (предст.) ВОЗВРАЩЕНА как НЕСООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ |
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 07.11.2022.
Дело № 2а-1731/2022
УИД 33RS0006-01-2022-002470-81
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 ноября 2022 г. г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Л.В.
с участием представителя административного истца -
адвоката адвокатской конторы № 8 Ковровского филиала
Владимирской областной коллегии адвокатов № 1 Кашицына Д.В.
при секретаре Блиновой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Вязники административное дело по административному иску Хватова Никиты Андреевича об оспаривании решения призывной комиссии по мобилизации Вязниковского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Хватов Н.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения призывной комиссии по мобилизации Вязниковского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был призван на военную службу по мобилизации. На тот момент официально у него было двое детей, документы на третьего ребенка находились на оформлении. Также готовились документы на его опекунство в отношении родной сестры его жены ФИО27, которая в свою очередь является <данные изъяты> после аварии в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия по мобилизации Вязниковского района Владимирской области, располагая сведениями о том, что он имеет на иждивении четверых детей, один из которых находится под его опекой, приняла решение о том, что он не имеет права на отсрочку от частичной мобилизации. С данным решением он не согласен и просит его отменить.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец, будучи лично под роспись извещенным о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явился.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Хватов Н.А. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям. В дополнении пояснил, что по повестке Вязниковского районного военкомата ДД.ММ.ГГГГ его призвали на военную службу по мобилизации и направили в войсковую часть в <адрес>. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ на основании соответствующего письма Вязниковского РВК из войсковой части его возвратили для уточнения призывной комиссией обоснованности его призыва на военную службу. При этом, документы: военный билет и повестку ему не возвратили. ФИО6, в отношении которой он назначен попечителем, является родной сестрой его жены ФИО27 Попечительство установлено в связи с тем, что мать подопечной погибла в ДД.ММ.ГГГГ г. в результате ДТП, а ее отец работает вахтовым методом в <данные изъяты>, сама подопечная фактически около 5 лет проживает в их семье. У него на иждивении также находятся трое их несовершеннолетних детей, супруга не работает. При этом, в отношении старшего сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отцовство установлено в заявительном порядке через органы ЗАГС по совместному заявлению с супругой, поскольку фактически он является его родным отцом.
Адвокат Кашицын Д.В., представляющий интересы административного истца в качестве представителя, административный иск также поддержал по основаниям, изложенным административным истцом. В дополнении указал на незаконность принятого призывной комиссией решения, поскольку оно противоречит положениям Федерального закона от 26.02.1996 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в России», п.п. 4 п. 1 ст. 18 которого предусматривает предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам, имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет. На момент заседания призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ в ее распоряжении имелись документы, свидетельствующие о том, что у Хватова Н.А. на иждивении находится четверо несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет. Кроме того, его жена является <данные изъяты>. Все они проживают по одному адресу.
Административный ответчик – военный комиссариат Владимирской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил. В ранее представленном письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя военного комиссариата и отказать в удовлетворении заявленных Хватовым Н.А. требований. В обоснование своей позиции указал, что на момент призыва на военную службу по мобилизации Хватов Н.А. имел на иждивении двоих детей. Документы на усыновление еще одного ребенка и на опекунство несовершеннолетней родной сестры супруги были готовы позднее. Временное попечительство оформлено сроком на 6 месяцев. Полагает, что положения п.п. 4 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в России» не могут быть применены. Кроме того, в отзыве указано, что в настоящее время Хватов Н.А. имеет статус военнослужащего и может быть уволен с военной службы по основаниям, установленным действующим законодательством.
Военный комиссар г. Вязники и Вязниковского района – заместитель председателя призывной комиссии по мобилизации Вязниковского района Владимирской области Сусоров С.В. в ходе рассмотрения дела административный иск признал частично, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве военного комиссариата Владимирской области. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ рядовой Хватов Н.А. был направлен и принят в войсковую часть в <адрес>, и с этого момента является военнослужащим, поэтому считает, что после этого призывная комиссия не должна была принимать в отношении него никаких решений по вопросу отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации. В данном случае заседание призывной комиссии состоялось в связи с поступившей в администрацию района жалобой от Хватова Н.А. либо от его жены. В связи с этим Хватов Н.А. был возвращен из войсковой части без документов, в сопровождении сотрудника Вязниковского районного военкомата на основании соответствующего письма военкомата от ДД.ММ.ГГГГ и лично присутствовал на заседании призывной комиссии. Полагает, что после принятого призывной комиссией решения Хватов Н.А. должен был вернуться в войсковую часть, к которой приписан, но такого предписания призывной комиссией ему не выдавалось.
Выслушав доводы представителя административного истца – адвоката Кашицына Д.В., военного комиссара г. Вязники и Вязниковского района – заместителя председателя призывной комиссии по мобилизации Вязниковского района Владимирской области Сусорова С.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно требованиям ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, в силу положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, приведенная норма закона устанавливает, что для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий – несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21.09.2022 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997), который также устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона № 31-ФЗ от 26.02.1997 под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 19, 20 Федерального закона № 31-ФЗ от 26.02.1997 призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № во исполнение требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 852 «Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», создана призывная комиссия по мобилизации граждан Вязниковского района и утвержден ее состав, в который входят: председатель призывной комиссии - Глава администрации ФИО12, заместитель председателя комиссии - военный комиссар города Вязники и Вязниковского района Владимирской области Сусоров С.В., секретарь комиссии ФИО13, члены комиссии: ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 – Главы администраций муниципальных образований на территории Вязниковского района, ФИО20 – начальник ОВО по Вязниковскому району, ФИО21 – главный врач ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», ФИО22 – начальник МКУ Вязниковского района «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», ФИО23 – первый заместитель Главы администрации района и ФИО24 – начальник ОМВД России по Вязниковскому району. (л.д. 43-44)
Постановлением администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в приложения к указанному выше постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым Приложение № «Состав призывной комиссии по мобилизации граждан Вязниковского района» дополнен следующим предложением: «Присутствует в качестве приглашенного без права голоса ФИО1 – заместитель Вязниковского межрайонного прокурора Вязниковской межрайонной прокуратуры». (л.д. 49)
В соответствии с п. 4 Положения «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 852 (далее Положение № 852), Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы).
Согласно п. 5 указанного Положения порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. (п. 8 Положения № 852)
Из содержания пунктов 24, 25, 26 Положения № 852 следует, что призывная комиссия по мобилизации: б) в период мобилизации:
во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву;
организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.
Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
В дальнейшем при проведении приписки граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (причисленных) в команды (партии), в их мобилизационных предписаниях проставляется номер и дата протокола.
Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.
В соответствии с п. 27 Положения № 852 призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения: о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации; об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.
Судом в ходе рассмотрения данного административного дела установлено, что Хватов Никита Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Вязники и Вязниковского района Владимирской области. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по призыву в рядах ВС РФ, имеет военно-учетную специальность № - старший водитель и воинское звание – рядовой, состоит в запасе, отнесен к первому разряду. ДД.ММ.ГГГГ Хватов Н.А. призывной комиссией по мобилизации Вязниковского района был призван на военную службу по мобилизации. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, отраженными в учетной карточке к военному билету Хватова Н.А., согласно которой категория годности последнего к военной службе установлена «А». Каких-либо сведений о ее изменении в данной учетной карточки не содержится. (л.д. 52)
Согласно именному списку граждан, призванных по мобилизации и отправленных военным комиссариатом (города Вязники и Вязниковского района Владимирской области) от ДД.ММ.ГГГГ №, рядовой Хватов Н.А. предназначен в команду №. В тот же день ДД.ММ.ГГГГ он направлен и принят в войсковую часть № <адрес>. (л.д. 51)
Из данных суду объяснений Хватова Н.А. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был возвращен из войсковой части военкоматом г. Вязники и Вязниковского района для уточнения призывной комиссией обоснованности его призыва на военную службу.
Данные обстоятельства подтвердил в суде и военный комиссар г. Вязники и Вязниковского района – заместитель председателя призывной комиссии по мобилизации Вязниковского района Владимирской области Сусоров С.В.
В материалы дела также представлено письмо в адрес командира войсковой части № <адрес> за подписью военкома Сусорова С.В. с просьбой решить вопрос о возвращении Хватова Н.А. в военный комиссариат для уточнения призывной комиссией Вязниковского района по мобилизации граждан на военную службу сведений по возможности предоставления последнему отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации. (л.д. 86)
ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия по мобилизации Вязниковского района Владимирской области при разрешении вопроса о наличии основания для предоставления Хватову Н.А. отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по мобилизации единогласно приняла решение о том, что Хватов Н.А. не имеет права на отсрочку от частичной мобилизации. При этом, принимая такое решение, призывная комиссия располагала сведениями о том, что в связи с вновь предоставленными Хватовым Н.А. документами он имеет на иждивении троих детей в возрасте до 16 лет, является попечителем несовершеннолетней ФИО6, а его жена имеет <данные изъяты>. (л.д. 41-42, 53-61)
Разрешая вопрос о законности принятого призывной комиссией решения, суд принимает во внимание следующее.
В силу ст. 17 Федерального закона № 31-ФЗ призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами.
Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Основания для предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации закреплены в п. 1 ст. 18 Федерального закона № 31-ФЗ, согласно которому такая отсрочка предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона № 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 24.09.2022 № 664 (в редакции от 05.10.2022) «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» установлено, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (на период работы в этих организациях), а также гражданам, получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения: а) в образовательных и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (в том числе программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки); б) в образовательных и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре; в) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (в том числе программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки), расположенных на территориях инновационных научно-технологических центров; г) в духовных образовательных организациях по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
Как установлено судом из представленных сторонами в материалы дела документов, на момент принятия призывной комиссии оспариваемого решения, а также и в настоящее время Хватов Н.А. имеет на иждивении троих детей в возрасте до 16 лет, а именно: ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также с ДД.ММ.ГГГГ он состоит в зарегистрированном браке с ФИО27, которая является <данные изъяты>. Кроме того, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Хватов Н.А. назначен попечителем несовершеннолетней ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на шест месяцев. (л.д. 9-16)
При этом, мать несовершеннолетней ФИО6 – подопечной Хватова Н.А., - ФИО25 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а ее отцом является ФИО26 (л.д. 68, 71), который ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> (по месту своего жительства) с заявлением об установлении в отношении своей дочери ФИО6 попечительства в связи с работой вахтово-экспедиционным методом в <данные изъяты>, попечителем просил назначить Хватова Н.А. (л.д. 70, 76)
Таким образом, проанализировав представленные сторонами письменные доказательства в их совокупности, с учетом приведенных выше нормативных актов, суд приходит к выводу, что доводы административного истца и его представителя о незаконности принятого призывной комиссией по мобилизации Вязниковского района Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ решения в отношении Хватова Н.А. не нашли своего подтверждения.
Так, согласно представленным в материалы дела документам, Хватов Н.А. имеет на иждивении троих, а не четверых несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет. ФИО6, в отношении которой он является попечителем, не является его родной сестрой, а его жена ФИО27 имеет <данные изъяты>. Данные обстоятельства, согласно положениями п. 1 ст. 18 Федерального закона № 31-ФЗ, в частности п.п. 3, 3.1, 4, не являются основаниями для предоставления гражданину отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
Состав призывной комиссии по мобилизации Вязниковского района Владимирской области, принявшей оспариваемое решение, соответствует составу, утвержденному постановлением администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ №, следовательно, данная призывная комиссия является органом, уполномоченным на принятие таких решений.
Что касается доводов административного ответчика – военного комиссариата Владимирской области, изложенных в письменном отзыве, и доводов военного комиссара г. Вязники и Вязниковского района – заместителя председателя призывной комиссии по мобилизации Вязниковского района Владимирской области Сусорова С.В. относительно того, что Хватов Н.А. на момент принятия призывной комиссией оспариваемого решения имел статус военнослужащего, то суд признает их несостоятельными, поскольку достоверных доказательств данному обстоятельству в материалы дела не представлено. Сам по себе факт того, что Хватов Н.А. ДД.ММ.ГГГГ был направлен в войсковую часть для прохождения военной службы по мобилизации, при том, что впоследствии, а именно ДД.ММ.ГГГГ он возвращен из войсковой части в военный комиссариат, таким доказательством не является.
Таким образом, при установленных в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и не нарушает прав и законных интересов административного истца, в силу чего основания для признания его незаконным и соответственно основания для удовлетворения административного иска Хватова Н.А. отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Хватова Никиты Андреевича об оспаривании решения призывной комиссии по мобилизации Вязниковского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.В. Степанова
